В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Новости Тагила в Telegram: t.me/v_tagile

От яхты заводовладельца до рабочей лошадки: как пароход с гордым именем «Тагил» бороздил городской пруд

Летом прошлого года исполнилось 90 лет со времени возобновления работы парохода «Тагил» на акватории Тагильского пруда. Да-да, именно возобновления, так имеются сведения, что еще в 1850-60-х годах он бороздил гладь нашего пруда.

По преданию пароход Тагил появился на Тагильском пруду еще в 1857 году, но столь далёкие данные пока не подтверждены документально. Но известно, что начальника корпуса горных инженеров герцога Н.М. Лейхтенбергского в 1865 году встречали на реке Тагил и пароходом везли по реке, потом по Тагильскому пруду до заводской пристани.

Макет парохода «Тагил». Владислав Лютый. 2015г.  Фото из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»
Макет парохода «Тагил». Владислав Лютый. 2015 г. Фото из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»

А вот историю этого плавсредства в XX веке мы можем проследить, благодаря воспоминаниям тагильчан. В том числе и известного краеведа А.Ф. Кожевникова, который так описывал пароход периода 1900-1910-х годов:

«Внешне пароход выглядел привлекательно, окрашенный в белый и голубой цвета. На перилах палубы были прикреплены круглые спасательные пояса, на полу лежали багры и шесты, иногда употребляемые при швартовании. Вообще на пароходе поддерживалась чистота и порядок. Пароход был колёсный, а не винтовой, его плоскодонный корпус имел небольшую до полуметра осадку. Переплёскивая колёсами воду, пароход оставлял за кормой на глади пруда волны-буруны на десятки метров. Основная работа парохода, заключалась в доставке с пристаней для заводских нужд топлива и брёвен. Пароход тянул две барки. На барках стояли по одному рулевому, направлявшие ход их, выравнивая его с курсом парохода. Постоянное место стоянки парохода находилось у пристани, сооружённой около сада Управления, тут была ограда и сторожка. Машинисту приходилось быть у причала первому, в пять часов утра, уже растоплялся котёл. Машинистом был мой дядя Демид Николаевич Васильев. Доставка дров по пруду производилась в период навигации. Зимой - Д.Н. Васильев и его помощники работали у паровых котлов Тагильского завода. Кроме производственной деятельности пароход выполнял и прогулочную функцию. Иногда в большие праздники устраивалось катанье на пароходе по Тагильскому пруду, причём привилегированной публике предоставлялся сам пароход, а остальным отводилась баржа, плата при этом не взималась. В первые революционные годы пароход был разобран и не сохранился».

Пароход "Тагил" в качестве яхты заводовладельца пришвартован у пристани Демидовской дачи. Начало 1880-х гг. Фото из коллекции краеведа Алексея Хлопотова
Пароход «Тагил» в качестве яхты заводовладельца пришвартован у пристани Демидовской дачи. Начало 1880-х гг. Фото из коллекции краеведа Алексея Хлопотова

И тут же в сноске Александр Федулович указывает, что в 1920-е годы по пруду катали пионеров. Конечно, человеческая память при всей своей уникальности далеко не точный инструмент, поэтому приходится обращаться к документам. Занимаясь вопросами развития туризма в Тагильском округе в 1920-30-х годах я встретила материалы по экскурсионному обслуживанию по Нижнему Тагилу в которых среди объектов посещения кроме старого завода, кустарных мастерских, краеведческого музея, городского сада, упоминается как обязательный элемент посещения окружного центра, которым являлся тогда Нижний Тагил, прогулка на пароходе.

Пароход «Тагил» ведет с пристани «Рыбак» баржу с лесоматериалами. Нач.ХХ века. Фото из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»
Пароход «Тагил» ведет с пристани «Рыбак» баржу с лесоматериалами. Нач.ХХ века. Фото из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»

Значит, в этот период пароход на Тагильском пруду являлся действующим. Документы, хранящиеся в Нижнетагильском историческом архиве, свидетельствуют, что пароход, по–прежнему принадлежащий заводу, был отремонтирован в 1928 году, то есть 90 лет назад, и вновь стал бороздить гладь Тагильского пруда. В апреле 1928 года Правление и Ремонтное бюро Тагильского завода представляют на рассмотрение завкома смету на ремонт парохода «Тагил», которая составила 1680 рублей. В соответствии со списком работ, которые должны были выполняться в механическом и ремонтно-строительном цехах завода видно, что сделать нужно было очень много:

  • Привезти корпус.
  • Привезти и установить котёл.
  • Сменить дымогарные трубы котла.
  • Установить все приборы. Притереть арматуру и поставить трубу.
  • Наложить «пластырь» в местах течи на корпусе.
  • Испытать котёл гидравлическим давлением и доложить инспектору.
  • Открыть цилиндры осмотреть поршни. Заменить некоторые кольца.
  • Перебить сальники
  • Осмотреть золотники. Пришабрить золотниковые кольца.
  • Установить новый инжектор.
  • Осмотреть и отремонтировать питательную помпу и притереть тройной кран.
  • Пересмотреть и если нужно исправить все машинные маслёнки, тяги, шурупы, краны, притерев их
  • Собрать гребные колёса
  • Опробовать машину на перепуске и сдать.

Васильев Демид Николаевич – машинист парохода «Тагил». Начало ХХ века
Васильев Демид Николаевич – машинист парохода «Тагил». Начало ХХ века

Рассмотрев этот вопрос на своём пленуме 27 апреля, заводской комитет обращается к Управлению завода с просьбой о скорейшем распоряжении о ремонте «с таким расчётом, чтобы к 10 июня, параход (так значится в оригинале) был готов». Документов о готовности «парахода» к 10 июня 1928 года пока не обнаружено. Зато в начале июля заводская бригада в составе: Зимина, Сазонова, Шляпникова, Махаева, уже выходит на обслуживание парохода «Тагил», так как 3, 4 июля предполагается катание по пруду, а также проведение на пароходе торжественного заседания по случаю Международного Дня кооперации. Катания в этот день, судя по всему, стали традицией. Так в фондах музея - заповедника имеется фотография «Катание детей на пароходе в Международный день кооперации» 1926 года. Потому не следует удивляться, что гостям города в предлагается прогулка по пруду. В газете «Тагильский рабочий» в летние месяцы 1930 года публикуются объявления о катании на пароходе с оплатой билетов школьникам -20 копеек, взрослым - 40 копеек.

Катание детей на пароходе в международный день кооперации. 1926 год. Фото из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»
Катание детей на пароходе в международный день кооперации. 1926 год. Фото из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»

Но при этом пароход, всё-таки остаётся заводским тружеником. По воспоминаниям П.М. Катаева, проработавшем на металлургическом заводе им.В.В. Куйбышева с 1932 по 1974 год, пароход курсировал по пруду до 1935-36 года. По прежнему, возили на барже лес для заводских нужд:

«Дрова шли на мартен. Заготавливали лес на Чауже на 57 квартале – это Белая гора. Лес везли к пруду на конях на пристань «Рыбак» – это место против реки Капасихи. В 1935, а может быть в 1936 - пароход оставили зимовать в воде и заморозили корму. Вытащили, хотели ремонтировать, двигатель поставили, но завод (хозяин парохода) не стал им заниматься. В начавшемся ремонте участвовали: я, (Катаев П.М.), Грачёв Алексей Петрович, он тогда был электросварщиком. Пароход хотели пустить на переправу, но отказались, двигатель сняли на более важное дело – на паровой кран разливочного пролёта мартена».

Публикация о пароходе «Тагил» в газете «Тагильский рабочий» от 11 июня 1935 года
Публикация о пароходе «Тагил» в газете «Тагильский рабочий» от 11 июня 1935 года

Так закончилась многолетняя трудовая жизнь парохода «Тагил». Позже баржи с лесом к заводской пристани приводили уже катера с двигателями внутреннего сгорания.

Галина Осетрова, Главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ИА «Новый город».

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Наверх