В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

«Это была настоящая мясорубка». 25 лет авиакатастрофе в Нижнем Тагиле: виновных в гибели 19 человек не наказали до сих пор

«Это была настоящая мясорубка. Ни один фильм ужасов не сможет передать тот ад, который мы испытали». Даже спустя 25 лет жители Нижнего Тагила зовут 9 мая «кровавым воскресеньем». В День Победы в 1993 году на Театральной площади собрался почти весь город. Мамочки с детьми, семьи, ветераны - все пришли посмотреть на воздушное шоу пилотов. Тысячи людей восхищенно смотрели в небо, когда мимо них проносился очередной самолет. Летчиков встречали аплодисментами. Но праздник и веселье в один миг обернулись общенациональной трагедией. Во время последнего захода над площадью один из самолетов, выполняя фигуру высшего пилотажа, стал неуправляемым и устремился прямо в толпу людей. Подробнее в материале kp.ru.

Самолет упал прямо на толпу людей Фото: Аркадий Чернышев
Самолет упал прямо на толпу людей Фото: Аркадий Чернышев

«Людей винтом разрубало на куски»

- Представьте, стоит толпа людей, а по ним едет самолет, - вспоминает парашютист Нина Безрукова. - Я раньше не понимала выражения «мертвая тишина». Так вот здесь я поняла, что это такое. Он ехал на крыле по асфальту, а куски от него разлетались в разные стороны. Люди лежали веером: мертвые, раненные, везде кровь. Огромное количество людей. И все молчат. Народ оцепенел от ужаса. Ни вздоха, ни крика, ни писка. Только мертвая тишина и звук загорающегося самолета.

Самолет убил 19 человек Фото: Аркадий Чернышев
Самолет убил 19 человек Фото: Аркадий Чернышев

От удара об асфальт самолет почти развалился. Его части с бешеной скоростью полетели в разные стороны. Люди не успевали даже отскочить от огромной махины.

- Вентиль буквально разрубал людей, - закрывает глаза Андрей Затонский. - Руки и ноги валялись на асфальте. Сам лично видел, как человек лежал разделенный на две половинки. Вся площадь была в крови. Просто кошмар как страшно было. Примчались машины "скорой", полиция. Люди кричали, плакали. Кого-то несли на руках с открытыми переломами, без ноги или руки.

«Я пытался привести брата в чувства, а он был мертв»

В авиакатастрофе погибли 19 человек, 8 из которых – дети. Еще 16 получили тяжелые ранения, многие остались инвалидами. Больше всех в этой трагедии потеряла семья Затонских. На праздник они пришли впятером, а вернулись домой только вдвоем. Андрею тогда было 12 лет. На парад он пришел вместе с мамой, папой, 8-летним братом и 13-летней сестренкой.

- Мы стояли возле администрации города все в одну шеренгу, - вспоминает Андрей. - . Смотрели как раз на самолеты. Первые два самолета прошли высоко - на уровне администрации. А последний начал заходить очень низко - на половину высоты осветительного столба. Он зацепился крылом. Его хлопнуло на землю. Я увидел лишь, как он без крыльев выпрыгивает на людей. Я развернулся и побежал. Почувствовал удар в затылок и под лопатки. Очнулся, когда самолет горел на площади. Я повернул голову и увидел лежащего младшего брата. Я пытался привести его в чувство. Не понимал, что он уже мертв.

Семья Затонских пришла на парад впятером. А вернулись вдвоем Фото: Андрей Затонский
Семья Затонских пришла на парад впятером. А вернулись вдвоем Фото: Андрей Затонский

Рядом лежала старшая сестра Андрея. Девочка попыталась встать, но тут же рухнула на землю. Отца на горизонте видно не было.

- Мы с мамой схватили сестру с братом на руки и побежали с ними в больницу, - Андрей делает паузу и продолжает, – прибежали первые. Нас потом выгнали из приемного покоя. Потому что стали поступать другие – десятками. Их было очень много. Мы ждали на улице. Время казалось вечностью. Не помню, сколько часов прошло, вышел доктор и сообщил, что брат и сестра мертвы. Отца мы нашли спустя два дня. В морге. Его самолетом зацепило и утащило на площадь, где корпус горел. У него была обгоревшая голова и руки. Я плакал, а потом меня просто колотило всего.

«К крушению привела другая катастрофа с ЯК-52»

За каждого погибшего в то время администрация города выплатила родственникам жертв компенсацию в 100 тысяч рублей. Затонские жили бедно. На эти деньги они купили мебель в дом. Но такое вряд ли можно назвать утешением. Сейчас Андрей уже вырос. Его мама умерла три года назад. Она так и не нашла себе нового мужа.

У Андрея Затонского своя семья: жена и двое детей. Но он возвращается к трагедии снова и снова. Этот ужас, по его словам, он не забудет никогда. Именно поэтому Андрей провел собственное расследование и уверен - виновные в этой жуткой катастрофе до сих пор не наказаны.

И Андрей такой не один. Родственники жертв и работники авиаклуба до сих пор собирают детали той аварии по крупицам. Близкие погибших уверены, что трагедии можно было бы избежать. Ведь за четыре года до крушения самолета в этом авиаклубе уже была катастрофа с ЯК-52. Но ее попросту скрыли. О той аварии стало известно только сейчас.

- Все началось задолго до этого, - делится заместитель начальника полетов в аэроклубе Владимир Корвушин. - В 1989 году у нас уже было крушение ЯК-52. В катастрофе тогда погибли два человека – 16-летний курсант и летчик-инструктор. Они хотели сделать пикирующий штопор. Но так и не вышли из него и рухнули на землю. Трагедию тогда замолчали, поэтому никто о ней не знает до сих пор.

Сергей Подксенов привел в аэроклуб Александра Данилова Фото: аэродром Быньги
Сергей Подксенов привел в аэроклуб Александра Данилова Фото: аэродром Быньги

Хотя катастрофа с Як и не стала достоянием СМИ, начальника полетов из-за трагедии сняли. А на его место пришел пилот Сергей Подоксенов. Именно он привел в клуб летчика из Белоруссии Александра Данилова, который в 93 году рухнул на тагильской площади.

- Саша родился в Гомельской области, - вздыхает вдова летчика Татьяна Данилова. – Со Свердловском его ничего не связывало. Он служил в летных войсках. Там он и влюбился в самолеты. В армии у него был друг Сережа Подоксенов. После службы он переманил его на Урал. Они хотели поступать в летное училище вместе. Но их не взяли. Тогда Сережа выучился в ДОСААФ. А Саша прошел летные курсы. Когда Подоксенов стал главой авиаклуба, он позвал Сашку к себе в Тагил. И муж сразу же согласился. Ведь полеты были целью его жизни. Я с двумя нашими детьми жила в Екатеринбурге. А он всю неделю там. Приезжал только на выходные.

«Полетами руководил парашютист»

В 1992 году в тагильском авиаклубе началась разруха. Денег катастрофически не хватало. У летчиков порой даже не было горючего. Зарплаты были маленькие. А помещения были в плохом состоянии. Из-за бедственного положения организации Сергей Подоксенов решил перейти в другой авиаклуб. А на его месте пришел парашютист Федор Бушма, который и стал руководить полетами.

- Я не понимаю, почему руководил полетами на том параде начальник клуба, который заступил на эту должность за месяц до крушения, - негодует Владимир Корвушин. - Тем более парашютист, недопущенный до руководства полетами. Он никогда не руководил самолетным звеном. А меня - замначальника полетами - отправили готовить аэродром к встрече самолетов.

Александр Данилов потерпел крушение на самолете во время выступления Фото: Татьяна Данилова
Александр Данилов потерпел крушение на самолете во время выступления Фото: Татьяна Данилова

Федор Бушма действительно был профессиональным парашютистом. В Свердловск он, как и летчик Александр Данилов, приехал из Белоруссии.

- Федор Федорович приехал из Минска, где он работал на заводе, - делится начальник парашютно-десантной службы тагильского авиаклуба Нина Безрукова. – Бушма закончил училище на парашютиста и по распределению попал к нам в 84-85 годах. В Екатеринбург он привез из Белоруссии и свою жену. У них было двое детей. Но эта трагедия разбила его семью.

«Самолеты не должны были летать над людьми»

Удивительно, но по плану самолеты в тот день вообще не должны были летать над людьми. Областной ДОСААФ согласовал программу выступлений только над прудом. Да и никаких фигур высшего пилотажа, а тем более на низкой высоте, в той программе не было.

- Полет был согласован только над территорией пруда, над площадью летать было нельзя, запрещено, - поясняет занимавшийся расследование катастрофы прокурор Василий Калинин. - А Бушма по своей инициативе перенес полет над территорией площади. Понимаете, даже если бы произошла трагедия над прудом, погиб бы только один человек. А на площади было несколько тысяч человек. Федор Бушма объяснил это тем, что хотел привлечь внимание молодежи. Чтобы молодежь шла в авиацию, а не занималась плохими делами. Такая пропаганда здорового образа жизни, спорта. Хотел еще привлечь спонсорские деньги. Клуб ведь очень бедный был.

Федор Бушма руководил полетами в роковой день Фото: аэродром Быньги
Федор Бушма руководил полетами в роковой день Фото: аэродром Быньги

После переноса места полетов и началась точка отсчета. А вот что случилось в воздухе с летчиком Александром Даниловым, неизвестно до сих пор. У каждого на этот счет своя версия случившегося.

- В этой программе проходы были, но не было выполнения фигур высшего пилотажа, - поясняет замначальника полетами клуба Владимир Корвушин. – На последнем круге первый пилот сделал двойную бочку (самолет перевернулся вдоль оси на 360 градусов – прим.ред.) на горке, а затем второй пилот сделал одинарную бочку. Данилову ничего не оставалось, как сделать бочку или пройти кверху ногами. Я входил в комиссию расследования катастрофы. Ее заключение - произошел сдвиг ветра, когда Данилов попытался сделать фигуру высшего пилотажа.

Василий Калинин занимался расследованием катастрофы
Василий Калинин занимался расследованием катастрофы

Сдвиг ветра был вызван разницей температуры воды и береговой линии. В тот день было жарко, поэтому берег сильно нагрелся. А вода была холодной – только сошел лед.

- Были разные потоки воздуха, - добавляет Корвушин. - А высота была достаточно низкая, это могло повлиять. Когда Данилов перевернулся в середине водоема, ему показалось, что низенько. Он испугался и начал переворачиваться, чтобы уйти вверх. Хотя этого не надо было делать. Там ведь нагрузка большая на руле в перевернутом положении. А скорость была 300 километров во время пикирования. Это и сыграло злую шутку. Пилот потерял управление.

«К крушению самолета привел голубь»

Официальная причина трагедии – это перенос места проведения полетов и ошибка пилота при сдвиге ветра. Но это заключение ставит под сомнение даже сам эксперт, участвовавший в расследовании.

- Первая причина, которую мы рассматривали, но отмели – это пальба, - поясняет Корвушин. - Стреляли на берегу возле монастыря, где как раз проходили летчики. Люди отдыхали с оружием в руках. А вот вторая версия была в том, что на этом месте было очень много голубей. Птица могла попасть в фонарь самолета и разбить его. Мы думали, что Данилов чего-то испугался. И мое мнение, что это был именно голубь. Но ни тушку, ни перьев мы не нашли. Все, скорее всего, сгорело при крушении.

Самолет разлетелся на осколки при крушении Фото: Тимофей Дубинин
Самолет разлетелся на осколки при крушении Фото: Тимофей Дубинин

В ошибку пилота не верит и его коллега, стоявшая в тот день на параде вместе с Федором Бушмой.

- Говорить о хулиганстве пилотов неправильно, - негодует Нина Безрукова. - Была какая-то неисправность самолета. Они уже уходили домой. Саше надо было пролететь над площадью и уходить в аэродром. Ни о каких бочках речи быть не могло. Я была там и видела все. Когда он летел над водой, уже тогда качался с крыла на крыло. Когда первые два самолета пролетели, я повернулась к пруду и увидела, что Саша падает. Было впечатление, что воздух его не держит. Он терял скорость. Я даже крикнула: «Что это с ним?» Все повернулись в ту сторону. Я считаю, что это поломка самолета. Сломался руль.

Нина Безрукова чудом выжила в той катастрофе Фото: аэродром Быньги
Нина Безрукова чудом выжила в той катастрофе Фото: аэродром Быньги

Нина Безрукова чудом выжила в той катастрофе. Падение самолета до сих пор стоит у нее перед глазами.

- При заходе к берегу он полностью скрылся на уровне земли, - вздыхает Безрукова. - Я думала, что он врежется в будку туалета и произойдет взрыв. Он уже должен был взорваться, но Саша резко под 90 градусов взмыл вверх. Я до сих пор помню это красное пузо самолета. Если бы он прямо летел, было бы меньше жертв. Но он задел металлический заборчик одним крылом. Затем срезал три дерева другим крылом и упал на бок. На поляне он перепрыгнул через толпу людей. А потом встал на крыло. Вначале он падал на нас. Я поняла, что даже убежать не успею. Но от удара он отклонился влево и сменил курс. Я наклонилась и присела.

В это время в сторону Безруковой полетел осколок самолета, который попал в техника Олега Бухарова, стоявшего перед Ниной. От удара он впал в кому. А через 10 дней скончался.

«В катастрофе погибла жена пилота»

Крушение самолета привело в шок и двух других летчиков, развлекавших в тот день толпу. Пилот Виктор Шитов наблюдал падение своего коллеги прямо в воздухе.

- Самолет начал цеплять землю, - вспоминает Шитов. - Я видел его когда летел кверху колесами. Там было четыре касания: деревья, будка туалета, труба вентиляции и тротуар. Самолет упал и загорелся. В этой трагедии у меня погибла жена. Она была на площади вместе с моим 4-летним сыном. Ему стукнуло чем-то как плетью какой-то. Две полосы остались. Синяки долго не проходили. А жену я увидел только в гробу. У нее прямо в центре лба была дырка. Чем-то попало. Может, камнем или гайкой. Пробило череп.

Пилот Виктор Шитов в тот день управлял самолетом. В катастрофе у него погибла жена Фото: аэродром Быньги
Пилот Виктор Шитов в тот день управлял самолетом. В катастрофе у него погибла жена Фото: аэродром Быньги

О смерти своей супруги Виктор Шитов узнал только вечером, когда приехал с аэродрома. Жена летчика работала в милиции. Оттуда и сообщили о трагедии. Своего сына пилот нашел только глубокой ночью. С места трагедии ребенка увезла милиция. И 4-летний мальчик весь день гулял один возле дома. Ждал отца.

«Сын погибшего в катастрофе повторил судьбу отца»

В трагедии по роковой случайности погиб также один из работников авиаклуба. Парашютист Олег Бухаров приехал в тагильский клуб из из калужского авиационного училища по распределению. Здесь он познакомился со своей будущей женой. Ей тогда было 16 лет. Молодая красавица была спортсменкой и тоже занималась прыжками. Вскоре у супругов родилась дочь. А через четыре года Ольга Бухарова вновь забеременела. И семья решила переехать в Калугу к родственникам, которые могли бы помогать молодой семье.

- Я была на 7 месяце беременности тогда, - рассказывает Ольга. – В Тагиле я работала на заводе художником-оформителем. Первый декретный отпуск у меня заканчивался. Поэтому на праздники мы поехали из Калуги в Тагил, чтобы я уволилась. Заодно мы решили зайти в авиационный клуб, где были все наши друзья.

На месте крушения погибшим поставили памятник
На месте крушения погибшим поставили памятник

Олег Бухаров во время представления хотел прыгнуть с парашюта. Но его не допустили.

- Олег Бухаров возил на самолете даже самого Олега Газманова, - делится Владимир Корвушин. - Он приехал и просился: «Анатолич, можно мне прыгнуть?». Я сказал: «Если врач допустит, то пожалуйста». Но у него даже медицинской книжки не было. Поэтому я ответил: «Извини, сходи на площадь с женой». Вот и сходил на площадь. Лучше бы тогда прыгнул.

На парад Олег с Ольгой пришли со своей трехлетней дочерью. Малышку от смерти спас ее маленький рост.

- Мы все вместе стояли, - вздыхает Ольга. - Олег позади нас был. Он был выше ростом. Самолет, когда выкатился, его крыло прошло надо мной с дочкой, а его сбило. Мы просто упали. А Олега отбросило. От удара он впал в кому, а через 10 дней умер. После этого администрация Нижнего Тагила настаивала, чтобы я сделала аборт! Говорили, что после такого стресса мальчик неполноценный родится. Что мне одной будет тяжело. Попросили хорошо подумать. Но я отказалась!

Самолет рухнул на площадь 9 мая 1993 года Фото: Тимофей Дубинин
Самолет рухнул на площадь 9 мая 1993 года Фото: Тимофей Дубинин

Родившегося сына назвали в честь отца Олегом. Однако мальчика через 22 года постигла судьба отца. Вместе с семьей он попал в аварию на машине. Сестра с мамой выжили. А Олег, как и отец, умер через 10 дней в реанимации. Сына похоронили под одной плитой с отцом.

«Мы не получили компенсацию за смерть мужа»

О произошедшей трагедии семья самого летчика Александра Данилова узнала от друзей. В тот день жена Саши вместе с двумя сыновьями ждали главу семейства на дне рождения у общей подруги. Данилов после полета должен был присоединиться к торжеству. Но на праздник он так и не приехал…

- Мы работали с Сашей в одной сфере, я была зубным врачом в аэропорту «Кольцово», где первое время работал Саша, - поясняет Татьяна Данилова. – Там мы с ним и познакомились. Поэтому я привыкла к полетам Саши. В тот день все было обычно, спокойно. Но до мужа мы не могли дозвониться. А потом приехал его друг и рассказал о крушении. Мы сразу же поехали к месту гибели. Никаких мыслей о самоубийстве у моего супруга не было. Я думаю, была неисправна техника.

Семья Данилова - единственная не получила компенсацию Фото: Татьяна Данилова
Семья Данилова - единственная не получила компенсацию Фото: Татьяна Данилова

Семья летчика – единственная, кто не получил компенсацию за потерю родственника. Данилова признали виновным в катастрофе, а потому в выплате отказали. Только через год Татьяна смогла через суд добиться пособие по потере кормильца. Больше помощи она так и не получила. После гибели супруга вдова больше не решилась на новые отношения. Поэтому все эти годы женщина воспитывала двоих детей одна.

- В момент смерти Саши младший сын был в первом классе, старший - в третьем, - продолжает женщина. – Они спрашивали, конечно, про отца. Я сказала – как есть. Сейчас старший сын уже закончил сельскохозяйственную академию. Он работает в ГИБДД. А младший трудится мебельщиком. На могилу к отцу мы ездим каждый год. Сегодня, например, ездили на кладбище прибираться. Новый начальник клуба Руслан Исмаилов тоже каждый год приезжает. Он дал клятву об этом и до сих пор ее держит.

«Самолет был неисправен»

Единственным, кто понес наказание за крушение самолета, стал начальник авиаклуба Федор Бушма. Суд признал его виновным и приговорил к 6 годам колонии. После этого жена летчика вернулась вместе с двумя детьми в Белоруссию, где подала на развод. Однако близкие и коллеги Бушмы считают, что начальник полетов понес наказание незаслуженно. Поэтому после колонии летчик вернулся в авиаклуб в качестве инструктора. После развода он женился второй раз. В браке с Татьяной у него родился третий сын.

- Федя не хотел обсуждать эту трагедию, - пожимает плечами Татьяна. – Когда это все случилось, Федя всю ночь сидел на площади. Там все в крови было. На его глазах гибли его товарищи, близкие. И когда утром он пришел домой, он весь поседел. Он ездил на кладбище каждый раз. Для него это был памятный день. Но оправдания были не в его характере. Был суд, он отбыл срок. Характер у него сильный. Он не жаловался. Из его уст я только раз слышала слова, что это был отказ техники. В те времена нужен был крайний. И им сделали Федю.

На этом аэродрома Бушма работал до последнего Фото: аэродром Быньги
На этом аэродрома Бушма работал до последнего Фото: аэродром Быньги

На аэродроме Бушма работал до последнего. Но за три года до смерти у Федора Федоровича нашли тяжелое заболевание крови. В 2015 году он скончался. Младший сын Федора пошел по стопам отца.

- У нас династия, - поясняет Татьяна. - Папа был летчик-парашютист. Сын тоже хотел быть парашютистом. Но два года назад в нашей семье произошла очередная трагедия. Во время прыжков в авиаклубе сын упал и получил компрессионный перелом позвоночника. После этого наш ребенок больше не сможет вернуться в этот спорт.

«Виновных нельзя привлечь к ответственности»

В виновность Федора Бушмы не верят и родственники погибших. Андрей Затонский во время собственного расследования выяснил, что полеты над людьми согласовал не начальник авиаклуба, а администрация Нижнего Тагила.

- Считаю, что приговор несправедливый, - негодует Андрей. - Обвинили не того человека. Свалили все на руководителя полетов. Хотя даже на суде говорилось, что указание полетать над людьми дали из администрации города. Но в устной форме. Поэтому чиновник и не привлекли к ответственности. Именно их и должны были наказать. Но почему-то это так и не произошло.

Андрей Затонский уверен - виновных в аварии так и не наказали
Андрей Затонский уверен - виновных в аварии так и не наказали

К слову, в следствии версию Андрея подтверждают. Однако поясняют, что наказать чиновников было не за что.

- Да, был согласован общегородской план полетов с администрацией города, - подтверждает прокурор Василий Калинин. - Там входил эпизод полета летчиков над площадью. И это было согласовано с главой города. Мне задавали вопрос - почему глава города не сидел за это. Но он не сидел, потому что он не является специалистом с точки зрения полетов - где летать и на какой высоте. Нет причинной связи. Они согласовали, да. Но Федор Бушма был обязан выполнить тот план, который утвердил областной ДОСААФ. В городской администрации не знали, можно там летать или нет.

Роман Лялин/kp.ru

Комментарии  

0 12 #1 В. Вагонский 09.05.2018 23:15
После парада я подошёл к памятнику, помянул. В 1993 я стоял среди них... Но отошёл на 20 метров (ангел хранитель спас) для лучшего просмотра бреющего полёта самолёта. Купил хлеб, поставил сумку на бордюр... Пилот явно выё---живался и хотел всех удивить своим мастерством... Удивил... Сумку с хлебом засыпала земля от крыла самолёта...А с Бушмой мы потом вместе на НТМК в охране работали... Скорблю...
Цитировать
0 13 #2 Ирина 10.05.2018 09:12
(((((((((((( Господи как это ужасно столько сломаных судеб и погубленных жизней :cry: .
Цитировать
-1 6 #3 маргарита 10.05.2018 10:12
Живу у Тагильского пруда. В тот день на празднике не была. Но до сих пор помню, как страшно "ревели" самолеты. Я еще подумала, как в фильмах про войну! А потом пришла соседка и сказала, что самолет разбился на площади. По телевизору показывали страшные кадры!!!
Цитировать
-1 5 #4 ТАГИЛЬЧАНКА 10.05.2018 10:54
ЖЕСТЬ :cry: :sad: :cry:
Цитировать
-2 10 #5 Дмиртий 10.05.2018 13:06
Тоже там был с другом, снимали полеты самолетов на фотик, как раз стояли по курсу падения самолета, в последний момент, перед последним заходом самолета, друг сказал - давай немного отойдём, спустились чуть ниже, в направлении роддома. На последнем заходе самолета я сделал фото, как раз в момент, когда самолёт развернуло вокруг своей оси над берегом пруда и он начал падать, на полном газу, видимо лётчик пытался вытянуть машину, но зацепил ограждение туалетов у фонтана, и все.... позже у меня дома люди в чёрных костюмах изъяли фотоплёнку. Так же с родителями (мне было 15 лет) были в прокуратуре, допрашивали. Затем я был свидетелем на судебном заседании, допрашивали мои ли фотографии, чем фотографировал и т.д. Очень тяжелая была обстановка.
Цитировать

Добавить комментарий


Наверх